Главная arrow Статьи arrow Торможение на мотоцикле
Торможение на мотоцикле

Braking Method - Determined By Speed

Все мы слышали о том, что "до 70 процентов тормозного усилия
мотоцикла приходится на передний тормоз". Я вовсе не хочу начинать
еще один флейм по этому поводу, хочу лишь отметить, что, по моему
мнению, - и на основании многолетнего опыта - в существующих в наше
время условиях дорожного движения на долю переднего тормоза
приходится до 100 процентов тормозной силы!



Современные тормоза, которыми оснащаются мотоциклы, и смеси, из
которых изготавливаются шины для них, достигли той степени
совершенства, при которой водитель при резком торможении способен
оторвать заднее колесо от асфальта ("stoppie"). (Это не всегда
хорошо, но в то же время и практически неосуществимо на некоторых
типах мотоциклов - в следующей заметке я расскажу о том, что для
того, чтобы совершить stoppie на Goldwing, придется очень и очень
постараться). Отрыв заднего колеса от асфальта и переворот на
высокой скорости как следствие избыточного усилия на рычаг переднего
тормоза - проблема явно не типичная. Намного чаще случается так, что
переднее колесо просто блокируется и мотоцикл заваливается на бок по
мере снижения скорости.

Ну и что? Согласно общепринятым канонам, которым учат в мотошколах,
наиболее эффективное торможение достигается при примерном
распределении тормозного усилия в пропорции 75% передний - 25%
задний тормоз на сухом покрытии или 50/50 - на влажном. Однако если
учитывать все факторы, непосредственно влияющие на движение, в том
числе и основной - скорость! - эта аксиома рискует оказаться не
совсем верной.

Мое мнение состоит в том, что распределение тормозного усилия между
колесами должно в первую очередь зависеть от скорости движения.
Например, если твоя скорость, скажем, 35 км/ч, то задний тормоз в
любом случае и независимо от состояния дорожного покрытия вполне в
состоянии обеспечить 100% требуемой тормозной силы (имеется в виду,
что комбинированное торможение в таком случае не приведет к
сокращению тормозного пути). Это вовсе не говорит о том, что я
призываю всех и всегда пользоваться исключительно задним тормозом на
малых скоростях (так, я сам всегда стараюсь использовать
комбинированное торможение) - я всего лишь не хочу, чтобы сила
заднего тормоза недооценивалась, как это зачастую происходит. Учтите
еще одну особенность при торможении передним тормозом на мотоцикле -
чем меньше скорость, тем больше вероятность блокировки переднего
колеса при неаккуратной дозировке усилия на рычаге переднего
тормоза. Это еще один довод в пользу того, почему не стоит пытаться
оттормаживаться на небольших скоростях только передним тормозом - на
него не должно приходиться более чем 75% от общего тормозного
усилия. Практически всегда при неумелом управлении мотоцикл
заваливается набок, если блокируется переднее колесо.

На более высоких скоростях можно руководствоваться правилом "75/25"
или "50/50" в зависимости от состояния дорожного полотна, однако и
здесь имеются свои тонкости. Так, никогда не сжимай тормоза слишком
сильно во избежание внезапной блокировки колес (неважно, переднего
или заднего). Помни также, что при резком торможении вес стремится
перенестись вперед, а заднее колесо в значительной степени
разгружается, и оно будет стремиться заблокироваться намного
быстрее, поэтому вслед за резким нажатием педали заднего тормоза
будь готов вовремя приотпустить ее.

Пусть мое заключительное покажется спорным, но я слышал его не раз и
полностью с ним согласен - в современных условиях дорожного движения
и при нынешних скоростях пропорция тормозного усилия приближается
уже скорее к 85% передний - 15% задний тормоз, при этом торможение
на больших скоростях должно быть по возможности прерывистым.
 
< Пред.   След. >